
Пока в нашей стране ускоренной модернизации и лесов способных поглотить любые воинские подразделения противника, законы об оружии вовсю ужесточают, некоторые стратегические партнеры идут совсем другим путем. Так на родине пиццы, города с лодками и мафии решили защитить законопослушных людей от судебного преследования за самооборону и приняли беспрецедентную законодательную норму.
Не так давно её внесла на рассмотрение парламента правая политическая партия «Лига Севера», немногим спустя закон уже подписал президент Серджо Матарелла. Самый важный аспектом нового закона в том, что для любых судебных разбирательств теперь действует правовая аксиома согласно которой «защищающийся всегда прав». А конкретно это звучит «в силу необходимости защитить свое право на жизнь и имущество обороняющийся виновным не считается ни в каком случае».
Дело в том, что раньше позиция итальянской судебной системы была в не в пользу обороняющегося – в любом случае стрельбы или причинения повреждений нападающему дело доходило до суда и уже он решал была ли самооборона законной или имело место превышение. И речь не про стрельбу в спину убегающему.
Суд определял наличность, внезапность и размер угрозы, исходя из того чем был вооружен преступник, как он угрожал хозяину дома, на что покушался — на нанесение травм или банальную кражу. В данном случае итальянская судебная традиция достаточно точно повторяла доктрину «duty-to-retreat» которая действует в некоторых штатах США, например в столице, городе Вашингтон и пришла туда непосредственно из английского права.
Данная норма прямо заставляет человека на которого совершается нападение отступать, не причинять вред нападающему и искать стороннюю помощь пока на это есть какая либо возможность. Реальные ситуации доходили до абсурда — так бизнесмена, который ранил грабителя залезшего в его дом посадили в тюрьму на несколько лет, а судья во время заседаний задавал вопросы в стиле: почему вы заметив вора не убежали и не вызвали полицию.
Мало того — нередки были случаи, когда обороняющимся приходилось выплачивать огромные суммы пострадавшим от выстрелов нападающим — дабы поправить подорванное грабежом здоровье.
Противостоит этой системе права опять же имеющий английские корни юридический принцип «Stand-your-ground law» который и положили в основу итальянского «закона о самообороне».
Согласно ему человек не обязан отступать от воздействия смертоносной силы и могут защищаться пока находятся в где-либо на законных основаниях, причем речь идет не только о своем доме, но и о рабочем месте, собственной машине и так далее.
Стоит отметить, что принцип не работает в случае если обороняющийся сам затеял конфликт. Прямо из этого принципа вытекает известная многим владельцам оружия «castle doctrine», по которой владелец собственности может защитить свое имущество, жизнь и здоровье любыми способами вплоть до огнестрельного оружия от предполагаемых угроз, не опасаясь судебного преследования.
По мнению инициаторов закона, его принятие будет способствовать снижению количества преступлений, в частности грабежей, разбоев, краж со взломом. Конечно же множество политиков левого толка, адвокатов по уголовным делам и часть СМИ утверждали, что подобная правовая норма приведет к всплеску насилия и горам трупов. Практически в унисон с ними пишут и пользователь отечественных соцсетей, которые утверждают, что теперь в Италии можно после совместной пьянки застрелить знакомого и достаточно лишь вложить в его руку нож, чтобы избежать ответственности.
Конечно это так не работает, и за несколько месяцев прошедших с момента вступления закона в силу вал подозрительных домашних убийств не накрыл страну пиццы и падающих башен. Впрочем резкого снижения преступности тоже не наблюдается. И, хотя количество насильственных преступлений в Италии за год уменьшилось более чем на 7 процентов, новый закон тут совсем ни при чем. Нет нет нет.
Хотя есть один забавный факт, на фоне того, что количество грабежей и краж упало на четверть, преступный мир отреагировал правильно и за то же время поднял количество мошенничеств на треть. Вот такая юридическая математика.