
Внимание, это не учебная тревога — уберите от экрана веганов, зоозащитников, любителей соевого молока и политкорректности. Повторяем, это не учебная тревога — дальше будут материалы, которые способны в крах разнести некоторые ваши представления о школе.
Всеобщее образование, вещь абсолютно незаменимая в современном мире. Но там где человеку почти четверть жизни приходится серьезно учиться, чтобы стать специалистом, невозможно обойтись без потерь. В книгах и школьных классах, на досках и в компьютерах есть множество важных знаний и теоретических умений, которые весьма слабо относятся к жизненной практике.
В мегаполисах растут целые поколения людей, ни разу не покидавших пределов города. Людей которые не знают как развести костер, как и из чего сварить себе на нем еду, и где добыть то, что можно на костре сварить. Конечно, пока работает доставка, все это не нужно и даже глупо, а навык по собиранию хвороста гораздо менее востребован, чем правильно отработанный свайп в Тиктоке. Но жизнь, она внезапная, или как говорил Форрест Гамп — похожа на коробку шоколадных конфет - никогда не знаешь, что тебя ждет. Куда забросит нелегкая в следующем году, и будет ли там соевое молоко в ближайшем ВкусВилле или нужно будет ковырять ножом бересту попутно вспоминая, что это такое.
Неплохо устроились дети в некоторых регионах США, а конкретно в поселении Чуджиак, что на Аляске. Там местный учитель Брайан Мейсон добыл лося, и разделив на четвертины вывез на пикапе прямо на парковку перед школой. Уже оттуда ученики, посещающие его занятие под общим названием «Открытие мира» перетащили добычу в класс, разделали и обработали. Вместе в двумя родителями-добровольцами они разобрали тушу на стейки, отделили пригодные для создания чучела и украшений части, а мясо упаковали и частью приготовили из него общий ужин, а часть использовали для благотворительности.
Как показало практическое занятие, студенты справились с заданием достойно и даже с интересом. Сами дотащили, завернутые в бумагу четвертины до класса и уже там, постепенно, под контролем преподавателя небольшими разделочными ножами стали резать тушу. При этом заметна подготовка, которую учитель провел заблаговременно — и парни и девушки щеголяли в клеенчатых фартуках, перчатках и были вооружены одинаковым инструментом. При этом каждую сложную или необычную процедуру, вроде разрезания сустава или обвалки мяса с костей, ученики повторяли вслед за учителем. Весь процесс они снимали для соцсетей, и судя по этим видео, вполне себе веселились.
Преподаватель, конечно немного переживал, что ученики могут пораниться или не справиться с ножами, но подростки подошли к мероприятию достаточно ответственно и сосредоточенно. Лося разделали, вживую изучили его анатомию — гораздо понятнее смотреть на то как крепятся суставы и мышцы, как выглядит сердце и прочие внутренние органы на «живом», точнее недавно живом примере. Он нагляднее и объемней любого пособия, плаката или ролика на ютубчике.
А после разделки мясо разделили на порционные стейки и упаковали их в вакуумные пакеты на оборудовании, которое школе подарила местная фирма Alaska Butcher Supply. Она специализируется на всяких машинах и ножах для мясных производств и с удовольствием сделала презент для образовательного учреждения.
Стоит отдельно отметить, что учитель добыл лося по специальному разрешению на добычу в культурных и образовательных целях, полученному в Департаменте рыбы и дичи Аляски. Около 40 подобных разрешений в год департамент выдает местным школам и общественным организациям, на оленей, карибу и даже черных медведей. Желающий провести подобное занятие преподаватель подаёт онлайн-заявку в госорган к которому прикладывает необходимые документы и план занятия с учениками, который подразумевает приобщение детей к традиционным практическим знаниям и ценностям. А после добычи отправляет отчет с данными добычи (вид, возраст, вес, рост, пол) и подробное описание того, как прошел урок.
Считается, что подобные мероприятия помогают передать детям навыки которые могут пригодится, познакомить вживую с местными культурными обычаями и ценностями. И если вам захочется сказать, что это уникальный и не применимый нигде больше опыт — стоит вспомнить времена СССР. Когда во многих школах, и не только в глубинке, а даже и в столице работали клубы юного туриста, на которых ученикам рассказывали, как выживать в дикой природе. А теорию подкрепляли практикой во время небольших одно или двухдневных походов.
Сейчас, такое тоже практикуют в некоторых школа, но куда как реже: единичные всплески в море киберспокойствия соцсетей. А ведь навык добычи например огня — один из краеугольных, базовых навыков для всей без исключения современной цивилизации.