
Когда человек не отступает перед трудностями, а снова и снова берется за проблему, пытаясь проломить стену - это движение стоит признать достойным.
Группа депутатов во главе Ярославом Ниловым предприняла очередной заход на законодательное расширение 37й статьи уголовного кодекса. Той самой, что про необходимую оборону. Они решили её дополнить пунктом 2.2 в котором предлагается не считать превышением пределов необходимой обороны действия лица, защищается при незаконном проникновении посягающего лица в его жилище.
И даже дано справедливое обоснование, что в случае нападения обороняющийся должен оценивать риски, определять наиболее опасных врагов и вообще быть предупредительным к преступникам. И потом ещё доказывать свою невиновность.
Создатели инициативы, ссылаются на уже рассмотренные постановления Пленума верховного суда, которые очерчивают признаки при которых оборона не может быть признана превышенной. Они прямо призывают закрепить их в уголовном кодексе, чтобы суды не могли игнорировать принцип “мой дом - моя крепость”.
Однако, на принятие подобного законопроекта нет особых надежд. Скорее всего эту формулировку посчитают избыточной и дублирующей фабулу 37й статьи. По мнению специалистов работающих с подобными делами на земле, менять нужно не статью, которая и так всем понятна и достаточно точно написана. Менять нужно систему, процессуальную и судебную практику, при которой существует непреложная парадигма: есть труп - преступник должен быть наказан.
Нужно менять подход органов, которые не хотят разбираться в хитросплетениях нападения с обороной. Им нужно быстренько назначить виноватого, собрать подтверждающие документы и передать дело дальше.
Как это выглядит с точки зрения органов? Вот есть мёртвый труп убитого покойника, вот убийца. Раз есть убийца - надо его задержать, раз задержал - арестовать по особо тяжкой, раз арестовал, как это собрался дело прекращать по реабилитирующей статье? А как же показатели для родного отдела и палки для любимого УВД - выявленные и раскрытые преступления? В смысле - он хороший и самооборонщик, в смысле, ты его выпускать собрался? Он тебе что денег дал?
А дальше суды, где соответствующий взгляд на любого подсудимого. Вы знаете, что среди судей нет ни одного пришедшего из адвокатов, только из прокуроров или секретарей с помощниками, а оправдательный приговор у них расценивается, как брак?
Нет никакой волшебной таблетки, нет чудесного законопроекта, приняв который можно разом изменить сложившуюся систему. Нужна большая, тяжелая и кропотливая работа, в которой принцип крепости лишь крохотный шажок.