Как гласит пословица — можно бесконечно смотреть на то, как горит огонь, как течет вода и как в российскую думу робко вносятся законопроекты расширяющие пределы необходимой самообороны для граждан. В этот раз сизифов труд взяла на себя фракция ЛДПР, снова заявив о недостаточности статьи 37 уголовного кодекса. Они подготовили текст проекта с изменениями в эту самую статью, которые позволят законопослушным гражданам в ряде случаев превышать пределы самообороны.
Сейчас законопроект, текст которого достать сложнее, чем безопасно самооборониться от толпы отморозков, ждёт отзывов в верховном суде и Госдуме. В основу его депутаты положили известнейший правовой принцип castle doctrine, или на языке родных осин — мой дом, моя крепость.
Принцип достаточно сильно распространен в англосаксонском праве и вполне себе работает почти во всех соединенных штатах, нормально пашет в Италии и даже в таки Израиле, как говорит дядя Шломо, оно хорошо работает, каждый день, кроме субботы, потому что в шаббат не работает ничего.
Как бы то ни было, очередной раз законопроект достали с нижней полки, стряхнули с него пыль, которой накопилось, кстати, немного. Ведь подобные предложения вносили парламентарии разных фракций уже не раз и не два. И каждый раз заканчивалось это одним и тем же — законопроект заворачивали по отзывам МВД и Минюста, не завершив даже первого чтения.
Народные избранники снова предложили предоставить гражданам право всеми способами защищать свою жизнь, родных и близких от любого преступного посягательства лиц, незаконно проникающих в дом или квартиру.
"Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения», — говорится в пояснительной записке к документу.
Порой подобное проникновение заканчивается не банальным воровством, а избиением, изнасилованием или убийством. Чтобы не допускать неточностей и разных толкований депутаты предложили разрешить гражданам самооборону от нападения на жилище любыми доступными способами, которые сам гражданин сочтет нужными.
Шансов у этого законопроекта добраться до принятия не слишком много. При этом малые парламентские партии в целом не против его изучения, а больше всего порадовали коммунисты. Самым чудесным оказался Сергей Обухов, который предположил, цитата «Человек будет обороняться, включит газ и взорвет половину многоэтажного дома, устроив пожар. Или схватит ружье и начнет палить во все стороны. Такое разрешать нельзя».
После этого хочется спросить, вот вооруженных граждан мы проверяем у психиатра и нарколога, а как насчет парламентариев? Может тоже… того?
Остальные думцы и сенаторы сходу отказывать в «кастл доктрин» россиянам не стали, заявив, что дело это стоящее рассмотрения, но больно уж сложное и требует сотни оговорок. Так обладатель стомилионной коллекции часов сенатор Клишиас, бывший президент Норникеля, закономерно уточнил, что проект закона разрешает применять любое насилие и к покушающемуся на имущество, находящееся в жилище — например на продукты. Подобное, по его мнению весьма спорно, и даже недопустимо. Получается, если кто-то влезет в дом сенатора, тот будет мило уговаривать преступника дождаться полиции?
Примерно в том же ключе высказался и главный по оружию в Думе — депутат Выборный. Он считает, что действующего закона вполне достаточно, хотя и принципиально не против аксиомы «мой дом — моя крепость». При этом упоминает, что менять положения законодательства касающиеся применения оружия стоит весьма аккуратно.
Вся эта риторика появилась благодаря президенту Владимиру Путину, который в декабре дал поручение усовершенствовать действующие нормы по самообороне. Так что некоторые подвижки на этом поприще ожидать вполне можно. Плюс подобные инициативы от думцев подталкивают и суды к пересмотру сложившихся обвинительных тенденций. Как пояснил председатель верховного суда Вячеслав Лебедев за год суды прекратили уголовное преследование в 36 процентах дел, когда граждан обвиняли в превышении пределов необходимой обороны. Кроме того, Верховный суд не раз давал разъяснения по этим вопросам и дальше подобная практика будет продолжена.
Однозначного принятия доктрины крепости и безоговорочного расширения рамок самообороны скорее всего ждать не стоит, однако определенная робкая надежда на это есть. Может быть она и выживет.
С 1 мая в Хакасии стартует охота на глухаря, тетерева и селезня. Узнайте, как получить разрешение и какие действуют правила безопасности.
Владелец травмата с прокурорским разъяснением столкнулся с запретом охраны метро. Полиция встала на его сторону – чем закончится история?
Российская компания анонсировала кастомные Glock с улучшенным УСМ и под российские патроны. Но цена от 200 тыс. рублей делает их недоступными для большинства.
Обновленный ВПО-185-02 получил телескопический приклад и удлиненный аппер. Но сохранил ли он надежность оригинала?
Обновленный Risen теперь работает с любыми патронами 10×28, имеет резьбу на стволе и улучшенную кучность. Но цена кусается – 200 тыс. рублей.
МВД Беларуси проводит рейды по владельцам списанного оружия. Коллекционерам пока не трогают – но что ждет остальных?
Депутат Зинчук предложил проверять охотников у психиатра, сравнив их с участниками СВО. После шквала критики начал давать заднюю.
Госпошлины выросли в 2,5 раза, патроны в дефиците, кримтребования ужесточаются. Разбираем, что ждет оружейное сообщество в новом году.
В Чувашии "Дед Мороз" застрелил владельца магазина из обреза. Преступника задержали через сутки – им оказался 71-летний кредитор.
После нападения тигра на инспектора встает вопрос: как сосуществовать с растущей популяцией краснокнижных хищников? Меры нужны уже сейчас.
Новости