
Реальность и писаные на бумаге законы в современном мире сочетаются удивительным образом. Они одновременно могут и сосуществовать и противоречить друг другу. Чтобы исправить подобные казусы в законы порою вносятся поправки, которые приводят их в соответствие с текущим положением дел.
Но любое исправление обязательно вызывает поток негатива, так случилось и с новыми поправками в закон о полиции, которые в середине декабря подписал президент. Они вызвали в интернетах волну злобных криков о диктатуре и полицейском государстве. Вой в некоторых пабликах доходил до таких высот, что некоторым комментаторам нужно было вызывать скорую психиатрическую помощь.
Давайте вместе попробуем разобраться, что же конкретно так кардинально изменилось.
Так правоохранители, по новой статье 15.1 получили возможность вскрывать автомобили, чтобы спасти человека, задержать преступника, досмотреть машину если есть подозрение о перевозке наркотиков. Чтобы вытащить пьяного водителя из-за руля или для «установления обстоятельств несчастного случая».
А что из этого невозможно было до принятия поправок? Думаете, заметив парня под веществами, который расхреначил десяток машин, полицейские не стали бы его тянуть из тачки, разбив стекла? Ну гляньте на ютубе чтоль — там такого добра много. Вопрос в ответственности — раньше бы гражданин которого выволокли мог подать на правоохранителей в суд, и им пришлось доказывать, что деяние было обосновано. Но судьи, как правило, люди вменяемые и сами кому угодно пояснят за необходимость и общественную опасность.
Похожими образом дело обстоит и со вскрытием жилища во время преследования преступника. Понятно, что в мире комментаторов рецидивист с окровавленным ножом в руках, может скрываясь от полиции, забежать в квартиру знакомого, сказать волшебную фразу «я в домике» и сотрудники не смогут туда зайти без ордера. Жаль огорчать, но в реальности есть небольшие отличия от ГТА, и safe house не защищает от мотивированного интереса. Проще говоря, звездочки над головой никуда не исчезнут, а злые люди в погонах взломают дверь и наденут на подозреваемого наручники. И потом даже не будут нести ответственность за превышение полномочий, потому как общественная опасность и вот это вот всё.
По поводу расширения полномочий полиции на оцепление мест преступлений и других территорий — тоже ничего нового здесь нет. Практика огораживания строения в котором засела банда, чтобы повязать их и не допустить побега существует ещё со времен римских легионов. А уж если дело доходит до контр-террористических операций с постреливанием пулеметов и прицельными бабахами из шмелей, никто из вменяемых гражданских не полезет в такую кашу и за все деньги мира.
А уж про то, что полицейским можно представляться после задержания, если возникли «обстоятельства, угрожающие его жизни и здоровью» или необходимо «незамедлительно пресечь преступление или правонарушение», даже не подлежит обсуждению. В случае горячей ситуации порой приходится стрелять или винтить правонарушителя, и совсем не до криков — “участковый лейтенант полиции Малышев, немедленно бросьте нож”. Максимум в опасных ситуация бойцы кричат «полиция» и по идее этого должно хватать.
Не стоит думать, что новые поправки в закон о полиции откроют перед коррумпированными сотрудниками бездну возможностей. Они и так у них есть даже сегодня, пока новеллы не вступили в силу. И хоть немного исправить подобную ситуацию поможет не брюзжание на форумах и в соцсетях, а максимальная огласка настоящего превышения сотрудниками полномочий и привлечение внимания. Прокуратура, что до поправок, что после, яростно вцепится в оборотня в погонах, куда там ведьмаку с его двумя мечами.