
Некоторые вещи настолько хороши, что с момента своего появления становятся практически эталоном и задают общий тренд всему направлению. Сегодня в рубрике «диванный эксперт на минималках» мы поговорим о пулемете, который повлиял на всю систему метателей смерти, о великом и могучем МГ-42.
На полях сражений спецоперации частенько находят интереснейшие образцы вооружения. От гранатометов «Карл Густав», до немецких, словно сошедших с кадров кинохроники МГ-3, который от своего предка МГ-42, выпущенного в середине Великой отечественной отличается лишь используемым патроном. Вермахт набивал ленты своим любимым маузеровским 7.92 на 57, а нынешние германские вояки кормят пулемет натовским 308-ым.
Появится на свет порождению сумрачного тевтонского гения помогли сразу несколько обстоятельств, и почти все они из разряда «не было бы счастья, да несчастье помогло».
После поражения в первой мировой, когда на полях боя появились и - внезапно стали королями - пулемёты, вермахту было запрещено иметь большое количество артиллерии. А боевые уставы различных армий тех лет строили свою стратегию и тактику, как раз от мощи артиллерийского воздействия, заранее разделив пулеметы на ручные — эдакие автоматические винтовки и тяжелые — вроде неподъемного максима.
Немцы, лишенные доступа к большому количеству пушек, ядром стратегии сделали пулемет. И в ходе испытаний пришли к выводу, что ручной пулемет установленный на станок не уступает по огневой мощи тяжелому, а по маневренности на поле боя его кроет, как бык овцу. А если один и тот же пулемет ставить и на самолеты, и в танки, и в доты и давать пехоте — логистика и промышленность чувствуют себя отлично и работают полегче.
Первым вариантом принятым на вооружение стал машингевер 34 — около полутора метров в длину и весом в 12 кг. Пушка обладала множеством фишек, которые должны были облегчать работу пулеметного отделения, состоящего из 5 человек.
Тут тебе и переносной лафет с механизмом рассеивания и оптическим прицелом, тут тебе и возможность вставлять ленту с обоих сторон ствольной коробки, и даже спусковой крючок с двумя выемками — верхняя для одиночных, нижняя для очередей, тут тебе крепление для троммель магазина (он же – барабан) и эффективный кожух охлаждения.
Но произведение Маузер-верке имело сразу несколько проблем, из за которых германские вояки задумались прямо во время мировой войны о принятии нового пулемета на вооружение. МГ34 не особенно любил загрязнения, плохо переваривал пыль, песок и снег, требовал постоянной, в условиях боев по нескольку раз в день чистки и смазки, а в противном случае давал отказы, которые устранить во время атаки слегка несподручно.
Известны случаи, когда германские вояки под Питером в районе Невского Пятачка и Мясного бора просили привезти им старые пулеметы Гочкисс, которые конечно хуже, но не боятся питерской грязищи.
Да и в производстве этот пулемет был непрост — фрезеровка, заклепки, множество деталей, на смену просто нужен был другой пулемет. И его изобрели. Вернер Грунер и Курт Хорн, которые совсем не были оружейниками, но работали на металлообрабатывающем заводике в городке Дёбельн.
Перед тем, как воплотить свои задумки в металле, оба конструктора немало пообщались с бойцами применявшими пулеметы в бою, выяснили их пожелания, Курт Хорн даже прошел курсы стрелка из машингевера. В своем детище они сделали ставку на то, чем славился их заводик, выпускавший котелки, рукомойники и портсигары — на холодную штамповку металла. И в новом МГ42 ствольная коробка уже не фрезеровалась из двух разных кусков металла, а штамповалась пресом из одного листа.
Чтобы убрать проблемы, которые приносят загрязнение, Грунер изменил систему работы пулемета — оставил автоматику короткого хода ствола, но вместо тяжелого поворотного затвора с винтовыми зацепами, применил плоский легкий затвор, который запирал казенник распирающимися в стороны роликами. Увеличил темп огня до 1200 выстрелов в минуту, чтобы энергетика адской очереди не давала залипнуть даже грязному затвору. И подарил возможность шквального удара во время внезапного флангового огня, когда пулемет выплевывает двухсотпатронную ленту за пару секунд в профиль наступающего вражеского подразделения.
Убрал из производственного процесса заклепки и оставил лишь точечную сварку. Обеспечил возможность замены ствола без спецперчатки — откинув рычаг в сторону, раскаленную железяку можно достать с помощью любой тряпки. Убрал свиристелки вроде одиночного огня и разнонаправленного подключения ленты. Что дало удешевление на 30 процентов, а металлоемкость на половину от МГ-34.
Пулемет получился настолько хорошим, что воюет, с небольшими адаптациями и сейчас, внушая уважение запоминающимся профилем и неподражаемой скорострельностью. Ещё раз утверждая, что гениальные изобретения остаются актуальными и век спустя.