Доить деньги из граждан под любым предлогом - испытанный ход для наполнения бюджета. Пока автолюбители и автовладельцы копили на новых железных коней и рассчитывали на покупку новой игрушки государство сделало свой ход.
Минпромторг взял да и ввел новые правила рассчета утильсбора на импортируемые машины с двиглом более 160 кобыл. Этот одноразовый платеж запустили ещё в две тысячи двенадцатом под соусом необходимости утилизации машин в конце их эксплуатации.
По заверениям чиновников платеж должен был стимулировать производителей размещать производства на территории страны, даже отверточные. Тогда цену утильсбора компенсирует государство и эта доплата не ложится на покупателя.
Но гладко было на бумаге, да забыли, что покупатель тупо платит за все. Наши продаваны радостно взгромоздили расходы на плечи граждан, завозя повозки через серые схемы, а тем ничего не оставалось кроме как платить. И тут херак - внезапное решение минпромторга - изменить ставки, да так, что ценник на кареты начал жирнеть до неприличных значений.
Новые повозки с пихлом от 160 до 190 кобыл грозили прибавить от 800 тысяч, а подержанные спешили вырасти до миллиона двухсот тысяч. Так рав четыре прибавил бы два миллиона, просто потому что вам его привезли из-за границы.
Особенный инфаркт жопы случился у тех людей, которые уже зарядили перекупам деньги и спокойно ждали очереди на таможне, это обычно занимает пару месяцев. А тут им внезапно заявляют - извольте доплатить пару миллионов или попрощайтесь со своей колымагой.
Тут вы можете спросить - если речь идет про дорогие машины, которые могут ударить по среднему классу и обеспеченным людям, но совсем не затронут обычных, зачем об этом беспокоится? Ну будут буржуи выть о недоступной бэхе икс пять, нам то что с того. Утильсбор то не коснется дешевых повозок с сотней лошадей на борту, которые только и по карману рабочему человеку. Или автору этих строк, который ездит на двадцатилетнем мегане и с ужасом ждет неизбежности капремонта двигла, даже не мечтая о покупке чего-то кроме нищебродской гнилушки.
Дело в том, что мы живем в обществе, в котором экономические законы действуют не менее сурово, чем законы физические. И они говорят - за все всегда платят именно бедные. Они продолжают беднеть, пока богатые продолжают богатеть. Чертов утильсбор сначала врежет по богатеям, для которых пара миллионов к ценнику новой игрушки - задача тяжелая, но посильная, а потом этот же утильсбор повысит ценник на все без исключения авто на рынке, особенно сильно перекосив самый массовый - дешевый сегмент. И вот массам осилить это повышение будет гораздо сложнее чем жирным котам.
Естественно все это вызвало бурю негодования у людей, которая наложилась на внезапный рост цен на бензин и парковки и выплеснулась сначала онлайн. А кое где и в оффлайн, вроде согласованного митинга в Приморье. После чего в Минпромторге начали аккуратно перебирать варианты с льготами, отсрочками или пересмотрами. Но пока ни до чего конкретного не дошли. Уж очень хочется поднять пару миллиардов в бюджет.